Развитие мышц речевого аппарата детей раннего возраста
Рекомендации для родителей от учителя-логопеда Вакуриной С.В.
Рекомендации для родителей от учителя-логопеда Вакуриной С.В.
Произносительная сторона речи малышей 2-3 лет еще далека от совершенства. Начав пользоваться активной речью, дети тренируют свои органы артикуляции. В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков, ребенок к 6 годам в совершенстве овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
⇒ Как помочь малышу своевременно освоить звуки речи?
Можно применять специальные упражнения для укрепления мышц щек, развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью мышцы органов артикуляции становятся более «послушными», звуки появляются быстрей и звучат более четко. Все эти упражнения проводятся перед зеркалом в игровой форме, обязательно с показом движений.
⇒ Например:
♦ «Улыбнись маме» (упражнение для губ).
♦ «Улыбнись маме» (упражнение для губ).
Попросите ребенка улыбнуться вам, или папе, или бабушке. Сначала покажите на своем примере, как нужно улыбаться. Важно, чтобы ребенок удерживал улыбку не менее 5-7 секунд.
♦ «Поцелуй» (упражнение для губ).
♦ «Поцелуй» (упражнение для губ).
Попросите ребенка вытянуть губы вперед трубочкой. Трубочку удерживать 5-7 секунд. Затем поцеловать.
♦ «Бегемот» (упражнение для нижней челюсти).
♦ «Бегемот» (упражнение для нижней челюсти).
Широко открыть рот (удерживать 5-7 секунд) и закрыть. Выполнение данного упражнения можно
сопроводить коротким стихотворением. Рот пошире открываем, в бегемотов мы играем.
А теперь закроем рот отдыхает бегемот!
♦ «Качели» (упражнение для языка).
сопроводить коротким стихотворением. Рот пошире открываем, в бегемотов мы играем.
А теперь закроем рот отдыхает бегемот!
♦ «Качели» (упражнение для языка).
Попросите ребенка открыть рот, высунуть язык и попробовать дотронуться до кончика носа. Затем, попросите ребенка повторить это движение, но уже дотронуться языком до подбородка.
♦ «Воздушный шарик» (упражнение для щек).
♦ «Воздушный шарик» (упражнение для щек).
Попросите ребенка надуть обе щеки. Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка:
«Шарик лопнул!» Звук, который при этом получится, точно понравится малышу!
⇒ А что делать, если ребенок — непоседа и играть в такие игры не хочет?
Жевать кусочки отварного мяса, а не сосиски, котлеты или измельченное в пюре мясо.
Жевать сырые твердые овощи и фрукты, такие как морковь, яблоко, груша.
Если ребенок пока не может откусить кусочек от целого овоща или фрукта, то можно дать ребенку крупные яблочные, грушевые дольки или морковные палочки, но не фруктовое пюре и протертую морковь.
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт. Лизать мороженое, эскимо.
Сосать хлебные сухарики.
Полоскать рот.
Чистить зубы, десны и язык.
«Шарик лопнул!» Звук, который при этом получится, точно понравится малышу!
⇒ А что делать, если ребенок — непоседа и играть в такие игры не хочет?
Жевать кусочки отварного мяса, а не сосиски, котлеты или измельченное в пюре мясо.
Жевать сырые твердые овощи и фрукты, такие как морковь, яблоко, груша.
Если ребенок пока не может откусить кусочек от целого овоща или фрукта, то можно дать ребенку крупные яблочные, грушевые дольки или морковные палочки, но не фруктовое пюре и протертую морковь.
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт. Лизать мороженое, эскимо.
Сосать хлебные сухарики.
Полоскать рот.
Чистить зубы, десны и язык.
Регулярно следуя данным рекомендациям, Вы можете помочь предотвратить возможные речевые нарушения у Вашего малыша и повысить уверенность ребенка в собственной речи.