Учитель-логопед Вакурина Светлана Владимировна.
«Как пользоваться книгой, чтобы стимулировать речевое развитие?»
«Как пользоваться книгой, чтобы стимулировать речевое развитие?»
Рекомендации для родителей детей раннего возраста.
В магазине или во время визита к врачу, на улице или дома, в зоопарке или в
музее ребенок получает самые разные впечатления, накапливая необходимый для
своего развития опыт. Но если сформировавшиеся у ребенка представления
оставлять без внимания, то они со временем «стираются». Необходимо
побуждать малыша к повторению, чтобы закрепить в памяти образы предметов и
явлений, связать их со словом. Отражение окружающего нас мира можно найти в
детских книгах.
Взрослые — это посредники между ребенком и внешней средой и поэтому так
важно говорить со своим малышом, рассказывать и читать стихи и сказки, объяснять
смысл неизвестных слов, показывать рассматривать и обсуждать картинки и
иллюстрации книг.
музее ребенок получает самые разные впечатления, накапливая необходимый для
своего развития опыт. Но если сформировавшиеся у ребенка представления
оставлять без внимания, то они со временем «стираются». Необходимо
побуждать малыша к повторению, чтобы закрепить в памяти образы предметов и
явлений, связать их со словом. Отражение окружающего нас мира можно найти в
детских книгах.
Взрослые — это посредники между ребенком и внешней средой и поэтому так
важно говорить со своим малышом, рассказывать и читать стихи и сказки, объяснять
смысл неизвестных слов, показывать рассматривать и обсуждать картинки и
иллюстрации книг.
Как же пользоваться книгой, чтобы стимулировать речевое развитие?
Книга для детей раннего возраста – это новая игрушка, поэтому так важно выбрать «правильную» для вашего малыша книгу. Она должна быть легкой, прочной с крупными, яркими и понятными иллюстрациями. А текст произведения четким и доступным для понимания. Но не следует забывать о том, что воспринимать читаемый текст ребенку гораздо труднее, чем рассказываемый. К тому же рассказывая, можно наблюдать за реакцией малыша и, если нужно, замедлять темп речи, прислушиваться к репликам ребенка, оценивать их.
Дети, которые начинают осваивать речь, часто выражают свои мысли лишь слогами или лепетными словами, иногда жестами и движениями. Это не мешает работать с книгой. Например, взрослый, показывая на картинке дятла, спрашивает: «Кто это?» Ребенок в ответ стучит по столу, обозначая дятла. Его надо похвалить и обязательно озвучить его ответ. «Умница. Это дятел. Он стучит клювом по дереву, тук – тук». Так ребенку будет легче овладеть развернутой фразой, а в дальнейшем связной речью.
Или же, если малыш не может словом или жестом ответить на вопрос, предложите показать ответ на картинке. Например, на вопрос «Где сидит дятел?», ребенок пальчиком укажет на дерево. После показа, не забывайте, хвалить ребенка и озвучить, то, что он показал. «Молодец! Правильно. Дятел сидит на дереве».
Читая литературное произведение, взрослый должен соотносить текст с изображением на картинке. Если ребенку трудно сосредоточиться на всей картинке, можно часть изображения закрыть и работать с выбранным фрагментом.
Задавайте только те вопросы, которые интересны и доступны ребенку в данный момент. Каждый ребенок развивается индивидуально. Опыт общения со своим малышом подскажет, какие задания по плечу вашему ребенку.
Дети, которые начинают осваивать речь, часто выражают свои мысли лишь слогами или лепетными словами, иногда жестами и движениями. Это не мешает работать с книгой. Например, взрослый, показывая на картинке дятла, спрашивает: «Кто это?» Ребенок в ответ стучит по столу, обозначая дятла. Его надо похвалить и обязательно озвучить его ответ. «Умница. Это дятел. Он стучит клювом по дереву, тук – тук». Так ребенку будет легче овладеть развернутой фразой, а в дальнейшем связной речью.
Или же, если малыш не может словом или жестом ответить на вопрос, предложите показать ответ на картинке. Например, на вопрос «Где сидит дятел?», ребенок пальчиком укажет на дерево. После показа, не забывайте, хвалить ребенка и озвучить, то, что он показал. «Молодец! Правильно. Дятел сидит на дереве».
Читая литературное произведение, взрослый должен соотносить текст с изображением на картинке. Если ребенку трудно сосредоточиться на всей картинке, можно часть изображения закрыть и работать с выбранным фрагментом.
Задавайте только те вопросы, которые интересны и доступны ребенку в данный момент. Каждый ребенок развивается индивидуально. Опыт общения со своим малышом подскажет, какие задания по плечу вашему ребенку.
Очень важно чтобы занятия доставляли вашему малышу удовольствие,
поэтому не забывайте привносить в общение эмоциональную окраску и
заниматься играя.
поэтому не забывайте привносить в общение эмоциональную окраску и
заниматься играя.